1968 ГОД В МУЗЫКЕ Мы представляем вам 100 альбомов, как наиболее коммерчески успешных, так и просто знаковых для того года. Исполнители в плей-листе расположены в алфавитном порядке. Плюс, приложен документ с краткими комментариями, дабы удобнее было ориентироваться. В скобках указана высшая позиция того или иного альбома в английских и американских чартах, а также сертификация диска (платина, золото, серебро). The Beatles «The Beatles (White Album)». Главный претендент на звание лучшего альбома года. Этот альбом, между прочим, по данным RIAA на сегодняшний день является самым продаваемым диском 60-х. На первый взгляд, это может показаться странным: в отличие от «Револьвера» или «Сержанта», данный релиз не делал никаких революций, не считая песен «Revolution» и «Revolution 9». Да и вообще, у двойного альбома, по логике вещей, меньше шансов быть востребованным по простой причине – две пластинки стоят дороже, чем одна. К тому же, «Белый альбом» - это, как бы, не совсем уже и The Beatles в чистом виде. Это работа четверых самостоятельных музыкантов, которым начинает становиться тесновато под одной крышей, но они пока ещё не рискуют прикончить великий бренд, который сам по себе звучит как волшебное слово и гарантированно сулит продукт высочайшего качества. Но даже при этом результат получился потрясающий. Более того, этот альбом – самое разноплановое произведение великой четвёрки. Van Morrison «Astral Weeks». Этот величайший альбом полон такой загадочной красоты, что и пятьдесят с лишним лет после его выпуска он так и остается неопределяемым, просто не имея аналогов в мировой истории музыки. В 1968 году Моррисон достиг договорённости с Warner Brothers о том, что ему будет позволено записать альбом без какого-либо нажима со стороны продюсеров. Результатом стал цикл поэтических текстов непревзойдённой в истории рок-музыки сложности, составляющих в совокупности не столько сборник песен, сколько единое цельное произведение. В кругах мастеров звукозаписи и продюсеров неистовый ирландец всегда пользовался страшной репутацией. Дело в том, что Моррисон всегда настаивает, чтобы репетиций было как можно меньше, запись делалась сразу, и никто в ней больше ничего не исправлял. По этому принципу и был записан альбом. Песни для этого альбома писались в течении более чем пяти лет (Моррисон пришел на запись с целой книгой, заполненной песнями), а сама запись длилась два дня. Были собраны сильные джазовые музыканты во главе с контрабасистом Ричардом Дэвисом. Моррисон пел, музыканты слушали и играли, поражаясь предоставленной им свободе. Это была великая музыка, созданная скучающими музыкантами, которые дали пару дублей, ушли домой и всё забыли. Тут для меня выбор очевиден – безусловно, лучший альбом года. Тhe Rolling Stones «Beggars Banquet». Хотя вклад Брайана Джонса периодически проявляется то в виде тамбуры, то меллотрона, его ослабленное наркотой состояние практически выбило его из состава группы во время сессий записи альбома. Дело в свои руки, при помощи продюсера Джимми Миллера, впервые работавшего со Stones, взял Кит Ричардс и в результате получился один из лучших альбомов группы. Отвяз был полный - от напора шаманской «Sympathy For The Devil» и соответствующего духу времени призыва к бунту «Street Fighting Man» до непристойности «Stray Cat Blues». В результате альбом укрепил имидж Stones как плохих парней с сопутствующими аморальными излишествами, которому рокеры с того времени пытаются соответствовать. Тhe Jimi Hendrix Experience «Electric Ladyland». Этот двойной альбом вместил в себя многогранный талант Хендрикса в самых различных жанрах и стилях музыки: психоделия «Burning Оf Тhe Midnight Lamp», продолжительный блюзовый джем «Voodoo Chile», рок-н-ролл по ново-орлеански «Come On», эпическая студийная работа «1983... (A Merman I Should Turn Тo Be)», социальный комментарий «House Burning Down». Этот же альбом содержит одни из самых знаменитых вещей Хендрикса – «Voodoo Child (Slight Return)» и фантастический, огневой кавер на песню Боба Дилана «All Along Тhe Watchtower», вызвав у самого Боба следующее замечание: «Я удивлён не тем, что Джими записал мою песню, а тем, что он записал так мало, потому что все они были его». The Zombies «Odessey & Oracle». Сочный, барочно звучащий, камерный поп эпохального британского альбома привлекает новых поклонников каждый год – хотя сразу после выхода объём продаж был минимальным и к тому же был сделан группой, сильно разочарованной в музыкальном бизнесе. После трёх лет почти непрерывных гастролей в конце 1966 года The Zombies решили распуститься, но бас-гитарист Крис Уайт убедил своих партнёров записать последний альбом. То, что все они знали о предстоящем распаде группы, означало для них свободу от коммерческого давления, и у них была возможность сделать диск таким, как они хотели. А планы у них были потрясающие. Записанный на студии «Abbey Road» сразу после того, как битлы закончили «Сержанта», это был первый связный альбом группы (не просто беспорядочный набор синглов и кавер-версий) демонстрирующий головокружительный, изящный поп в самых смелых аранжировках. Великолепная финальная точка. Big Brother And The Holding Company «Cheap Thrills». Самой сильной стороной Дженис Джоплин, как не крути, всегда оставались концертные выступления, в которых традиции и влияния смешивались в хипповом тумане Хайта. Однако этот релиз представил певицу во всей красе. Если дебютная пластинка лишь познакомила широкую аудиторию с Дженис, то этот альбом показал, что дискуссии о том, может ли белая женщина петь блюз закончены. Если вы сумеете выжать больше эмоций из этих песен, то значит вы не с нашей планеты. The Jeff Beck Group «Truth». Дебютный альбом Джеффа Бека – жемчужина утяжелённого британского блюз-рока. В радикальности, смелости и тяжести «Truth» не уступает революционным работам Led Zeppelin и Cream. На запись ушло всего четыре майских дня, когда воедино сошлись пробивной вокал Рода Стюарта, громовая ритм-секция из баса Рона Вуда и барабанов Микки Уоллера и, разумеется, восхитительная гитара Джеффа Бека, которая звучит на таком пределе, будто усилитель готов к короткому замыканию. Плюс в студию для записи некоторых треков были стянуты дополнительные силы: Джон Пол Джонс, Джимми Пейдж и неистовый барабанщик Кит Мун, который украсил своим оглушительным криком устремлённую в небеса пьесу «Beck’s Bolero». Из контрактных соображений на обложке альбома Муна назвали «You Know Who». Мол, «сами знаете кто». The Mothers Of Invention «We’re Only In It For The Money». Блистательная насмешка над «летом любви» и эстетикой хиппизма в целом. Эта, длящаяся менее сорока минут, фантасмагорическая сага напичкана крохотными шпильками в адрес того или иного взлелеянного «детьми цветов» постулата, как то: мир, красота, свободная любовь. Во всём этом «добряк» Фрэнк видел слишком много фальши, о чём красноречиво свидетельствуют издевательские названия песен. Досталось «всем сёстрам по серьгам». Достаточно посмотреть на обложку, чтобы понять, с кем, в частности, вступил в перепалку Заппа. И вдумайтесь в провокационный по смыслу заголовок - «Мы в этом деле лишь ради денег». Ну да, ну да, а ради чего ещё? The Band «Music From Big Pink». После знаменитых сессий с Бобом Диланом ребята из The Band были готовы творить музыкальную историю, выдав свою первую полноценную пластинку. Результат превзошёл все ожидания – это была плотно сбитая рок-музыка, основанная на кантри, блюзе и фольклоре. Совершенно неожиданный релиз в эпоху взлёта психоделии, содержащий множество вневременных шедевров. В первую очередь это, конечно же, баллада Робби Робертсона «The Weight», которую процитировали в одном из промо-роликов «Hey Jude» аж сами битлы. Что говорить, услышав этот альбом Эрик Клэптон признался, что он изменил его жизнь, заставив всерьёз задуматься над поиском нового звучания. Переломная работа в истории рока – и просто красивая, земная, человечная музыка. The Kinks «The Kinks Are The Village Green Preservation Society». В поисках вдохновения Рэй Дэвис обратился к идеализированным воспоминаниям о своей юности. В результате получился альбом бессмертных песен о пастбищах, фотоальбомах и первых поцелуях. Заглавный трек задаёт тон всему альбому, представляя собой эксцентричную оду Дональду Даку и клубничному джему. Второй трек «Do You Remember Walter?» с его пыхтящим фортепиано, передаёт самую суть всего альбома, полный тоскливой ностальгии Дэвиса о воровстве сигарет и построении грандиозных планов со старым школьным приятелем. Представьте Уолтера сейчас, поёт Рэй: «Спорю, ты толстый и женатый, и к половине девятого уже дома в постели». И далее в таком же духе. Даже странный хор надышавшихся гелием хоббитов в песне «Phenomenal Cat» звучит, соответственно, феноменально. Johnny Cash «At Folsom Prison». Пришло новое время «Человека в чёрном». На протяжении многих лет певца мучили личные проблемы, однако, всё разрешилось после женитьбы Кэша на Джун Картер. После того, как она помогла побороть его амфетаминовую зависимость, Кэш записал этот великий «лайв». Его выступление перед двумя тысячами заключённых (и относительно сопоставимым контингентом вооружённых охранников) в суровой калифорнийской тюрьме звенит от напряжения. Начав с песни «Folsom Prison Blues» - его хита 1956 года, имевшего понятное отношение к аудитории – Кэш сливается с заведённой толпой в одно целое, почти не замечая стражей порядка. В «25 Minutes To Go» мрачный Кэш переходит все границы, когда дерзко вопит: «Я засмеялся шерифу в лицо и плюнул в глаза», вызвав рёв одобрения. Триумф человека, вернувшегося на вершину славы. Small Faces «Ogdens' Nut Gone Flake». Подлинный артефакт той эпохи, третья долгоиграющая пластинка квартета модов стала квинтэссенцией британской психоделии. Половина первой стороны диска представляет собой стопроцентный психоделический рок, а остальные три трека – это лондонский мюзик-холл, пропущенный сквозь лизергиновый миксер. Однако, именно вторая сторона диска делает этот альбом выдающимся. Она представляет собой сюрреалистическую историю о поисках Счастливым Стэном тёмной стороны луны. Стэн спасает муху от голода, а та относит его в пещеру отшельника по имени Безумный Джон, где тот преподаёт уроки жизненной философии. Настоящая концептуальная работа, густо замешанная на психоделии и абсурде в духе Льюиса Кэрролла. А конверт для пластинки? Настоящий шедевр: круглый конверт в виде сплющенной табакерки, которая разворачивается, предлагая папиросную бумагу и психоделический коллаж. Стив Марриотт рассказывал: «Предлагалось взять альбом, скрутить косячок, поставить пластинку, прослушать её и стать посвящённым. В то время всё так и было». Dr. John, The Night Tripper «Gris-Gris». За этот новоорлеанский шедевр мы должны благодарить Сонни и Шер. Осенью 1967 года, в процессе съёмок фильма для телевидения, эта пара подарила часть студийного времени, зарезервированного ими на студии «Gold Star» в Лос-Анджелесе, одному из их сессионных музыкантов – Малколму Джону Ребеннэку, наёмному пианисту из Нового Орлеана. В то время Ребеннэк занимался проектом, выстроенном вокруг настоящего жреца вуду по имени Доктор Джон. Он обратился к певцу Ронни Бэрону с просьбой сыграть Доктора Джона, но менеджер Бэрона посоветовал ему «держаться подальше от всего этого вуду». После долгих уговоров со стороны своего перкуссиониста Ричарда «Доктора Дайтмуса» Вашингтона Ребеннэк неохотно сам исполнил эту роль, сформировав группу из знакомых уроженцев Нового Орлеана. Альбом «Gris-Gris» демонстрирует музыку, которая не имеет практически ничего общего с городскими пластинками. Это саунд бродячих оркестров, креолов, дикарских песнопений, выкрикиваемых жрецами вуду под грохочущие ритмы. И весь этот акустический хаос был пропущен сквозь призму чистого, первобытного ритм-энд-блюза. В будущих проектах добрый Доктор много с чем поэкспериментировал, однако его дебютный альбом остался самым характерным показателем его творчества. The United States Of America «The United States Of America». Просто чудеса! Убеждённый коммунист создал группу под названием The United States Of America и подписал контракт с крупным лейблом Columbia, и всё это без единого живого выступления в клубе! Последний ученик легендарного Джона Кейджа, композитор Джозеф Бёрд в 1967 году переехал в Лос-Анджелес, где решил создать группу, играющую психоделический рок. Первым членом его группы стала бывшая подруга Дороти Московиц, чей холодный вокал служил идеальным дополнением к наркотическим акустическим экспериментам, которые замыслил Бёрд. Первая композиция вступает ритмичной мелодией, исполняемой на каллиопе, на которой Бёрд громоздит одну патриотическую маршевую мелодию за другой. Когда эта безумная какофония оказывается на грани разрушения, вступает Московиц, имитируя сообщение с тонущей подводной лодки. И таким сюром, словно губкой, пропитана вся пластинка. Группа записала всего один альбом перед тем, как развалиться, однако он прочно вошёл в историю музыки, оказав значительное влияние на пытливые умы музыкантов последующих поколений. The Pretty Things «S. F. Sorrow». Ранние герои чистого ритм-энд-блюза, а впоследствии и психоделии, потрясли всю музыкальную общественность, выпустив дерзкий альбом, в котором они заложили основы всех будущих рок-опер. Скажем, знаменитый опус The Who «Tommy» вышел годом позднее, и очень многие увидели некоторую похожесть и очевидное влияние этого релиза. Альбом был записан во время наркоманской расслабухи на Abbey Road. Использовав уловки, усвоенные в ходе работы с The Beatles и Pink Floyd, продюсер Норман Смит помог вокалисту Филу Мэю и компании воплотить историю о Себастиане Ф. Сорроу в жизнь с помощью калейдоскопа вокальных коллажей, ближневосточной инструментовки и фузованной гитары. По-настоящему родился ещё один музыкальный жанр. The Incredible String Band «The Hangman's Beautiful Daughter». Этот альбом – чудо кислотного фолка, законсервировавший деревенский образ жизни британских хиппи того времени. Сельская идиллия подразумевается иллюстрацией на обложке пластинки, которая, несомненно, вдохновила многих пожить сельской жизнью коммуны. Группа Майка Херона и Робина Уильямсона создала уникальный звуковой образ, сотканный исключительно из акустических инструментов и звуков. Их мастерство в написании песен и замечательная способность играть на любых, даже самых экзотических инструментах оказало на музыкантов того времени огромное влияние. Пол Маккартни назвал этот релиз одной из лучших пластинок года. Роберт Плант и Джимми Пейдж, купив диск «просто следовали его инструкциям». Ну а Мик Джаггер даже лично послал за ребятами «Бентли» в надежде подписать их на лейбл, который он запускал. Безуспешно. Grateful Dead «Anthem Of The Sun». Двух мнений быть не может – это альбом любителей кислоты для любителей кислоты. Не то чтобы вам действительно нужно было съесть сахар, чтобы оценить второй альбом Dead, но после его прослушивания у вас непременно появится чувство, что кое-какую дозу вы приняли. Поскольку музыкантов беспокоило то, что, по их мнению, «атмосфера в студии не была достаточно напряжённой», они воспользовались концертными записями и наложили на них клавишные, казу, помпейские тарелки, клавесин, тимпаны, колокольчики и гонг. Когда президент Warner Bros. ознакомился с песнями, он заявил, что это «самый безумный проект, которым мы когда-либо занимались». Такой комментарий группа сочла весьма лестным. The Doors «Waiting For The Sun». Третий альбом The Doors принципиально отличался от двух своих предшественников по нескольким позициям. Во-первых, на нём не было завершающего программного 11-минутного опуса. Во-вторых, лирика Моррисона здесь менее пространна и более лаконична. И, в третьих, на этом альбоме содержался откровенно коммерческий поп-хит, что, в целом, группе было не свойственно. Вышедшая на сингле песенка «Hello I love You» стала второй (после «Light My Fire») и последней в истории группы композицией, сумевшей оккупировать первую строчку американского чарта. Альбом года – выбор Серёги. Предыдущие выпуски: 1965 год - https://vk.com/musical_attic?w=wall-181603904_1361 1966 год - https://vk.com/wall-181603904_1416 1967 год - https://vk.com/musical_attic?w=wall-181603904_1456 1970 год - https://vk.com/musical_attic?w=wall-181603904_1311

Теги других блогов: музыка The Beatles альбомы Van Morrison