Хулиганский рокабилли Когда видишь этого парня с татуировкой и прической «помпадур», то понимаешь, что его отличает оригинальность, по меньшей мере. А если послушать, как он зажигает, то сразу хочется пуститься в пляс. Брайан Сетцер (Brian Setzer), американский гитарист, певец и автор песен, родился в Нью-Йорке 10 апреля 1959 года. В подростковом возрасте Брайан увлёкся джазом, из-за чего всеми правдами и неправдами норовил проникнуть в клубы типа «Village Vanguard» и «Village Gate». Однако во второй половине 70-х страсть Сетцера к джазу несколько поубавилась, и он переключился на рокабилли. Первая его группа называлась "Tom Cats". Её состав несколько раз менялся, пока в ней не появились Слим Джим Фантом и Ли Рокер. Брайен вместе со своим братом Гэри Сетцером параллельно участвовал в проекте «новой волны» "Bloodless Pharaos". Однако на первом месте оставался "Tom Cats", сменивший вскоре название на "Stray Cats". Брайану был 21 год, когда его группа перевернула панковское и нью-вейв движение с ног на голову своим альбомом "Built for Speed", хулиганистой данью рокабилли пятидесятых, который вынес трио на вершины чартов с такими хитами, как "Rock this Town", "Rumble in Brighton" и "Stray Cat Strut". Сначала в Лондоне, затем в Англии, Европе и Японии, трио быстро стало сенсацией. А в 1982 году пришло признание и на родине, в Америке. Альбом «Built For Speed» достиг второго места в списке популярных альбомов и получил «платиновую» награду. Но идея создания биг-бэнда с лидирующей гитарой всё ещё не покидала музыканта. К середине 80-х в компании "Stray Cats" начался разлад, и Сетцер всё чаще сбегал на сторону, подрабатывая в качестве сессионного музыканта у Роберта Планта, Боба Дилана, Пола Роджерса и Рикки Ли Джонса. В 1986 году вышла его первая сольная пластинка – «This Knife Feels Like Justice». На следующий год Брайан снялся в фильме «La Bamba» режиссера Ричи Вэленса, где сыграл своего кумира Эдди Кокрэна. В 1988 году появился второй альбом Сетцера, «Live Nude Guitars», часть треков с которого продюсировал Дэйв Стюарт из "Eurythmics". После этого Брайан ещё некоторое время проработал в "Stray Cats", но в начале 90-х группа распалась. Легенда гласит, что его соседи устроили вечеринку, на которой играла компания на духовых инструментах. Проходившему мимо Брайану в шутку предложили бросить все дела и присоединиться к ним со своей гитарой. «Они думали, что я не выдержу, буду отставать. Они играли фрагменты из Телониуса Монка, Майлза Дэвиса и другие довольно сложные вещи, которыми пытались меня достать. И через какое-то время сделали вывод: «Этот парень в порядке, он умеет играть». Быть может, причина, по которой этого не замечали раньше, была в убеждении, что вы не можете играть, не умея читать ноты, и писать музыку, не зная джазовых аккордов. Вы должны корпеть над этими аккордами и играть по ним». Так или иначе, матёрый рокабильщик не ударил в грязь лицом, а отыграл свои партии как надо. Более того, вскоре после той вечеринки он собрал биг-бэнд из 17 человек (пять саксофонов, четыре трубы, четыре тромбона, пианино, контрабас, ударные и электрическая гитара самого Сетцера), получивший название "Brian Setzer Orchestra". Сначала планировалось отыграть всего несколько концертов в Южной Калифорнии. В декабре 1992 года "Brian Setzer Orchestra" дебютировал в клубе на Западном побережье. Уже после третьей песни вся публика была на ногах или на руках. А после второго выступления в Лос-Анджелесе "Brian Setzer Orchestra" стал самым «горячим» оркестром города. Оркестр взялся возродить рок-н-ролл для всех – от подростков до стариков. «Я занимался этим, не рассматривая это как новшество, – говорит Сетцер, чьи альбомы разошлись тиражом более чем в восемь миллионов копий по всему миру. – Я не знал, сколько записей мы должны были продать или сколько концертов сыграть. Но я знал, что мы всё делаем правильно. И если всё хорошо, то людям это понравится. Это была огромная ответственность, но дело того стоило». Для Сетцера этот проект – не возрождение прошлого, а оживление настоящего. «Это, прежде всего, рок. Рок силами биг-бэнда, играющего так же громко, как любая рок-группа, но не джаз, не свинг». Первый альбом, «The Brian Setzer Orchestra», вышедший в 1994 году и встреченный очень тепло как публикой, так и критиками, в значительной степени состоял из кавер-версий старых свинговых композиций. За релизом последовал тур из 50 концертов по Северной Америке, включавший представление на джазовом фестивале в Монреале. «Когда мы начинали, мы были как любая новая группа, неважно, 3 в ней человека или 17. Мы должны были стать командой, найти свое лицо. Это было даже труднее, чем обычно, потому что у нас не было примера для подражания. Если вы хотите создать панк-группу , то у вас перед глазами "Sex Pistols". Здесь же были в основном джазовые музыканты, и мне было трудно объяснить им, как играть рок. Но мы одолели эту дорогу, и к джазовому фестивалю в Монреале мы уже были командой. Мы сделали это, потому что нам это нравится». Пика популярности коллектив "Brian Setzer Orchestra" достиг с выходом альбома «The Dirty Boogie» в 1998 году, на котором слушателям был предложен зажигательный коктейль из свинга, рокабилли, кантри и блюза. Альбом получил две премии "Grammy", а его тираж составил свыше двух миллионов экземпляров. Ещё одну "Grammy" Брайан Сетцер и его оркестр заработали в 2000 году за исполнение знаменитой композиции Дюка Эллингтона «Caravan». В 2009 году "Brian Setzer Orchestra" выпустили новый альбом «Songs From Lonely Avenue». Работа представляет собой музыку к неснятому фильму: воображаемый саундтрэк в стиле «чёрного кино» 50-х. Впервые все песни на альбоме написаны самим Сетцером, кавер-версий нет вообще. Три инструментала – два в составе трио, один чисто гитарный трек, раскрывающий дополнительные грани таланта гитариста. Остальное – качественный свинг и джамп-блюз с примесью рокабилли, аранжированный знаменитым мастером музыки к фильмам середины 20-го века Фрэнком Комстоком.. Уже больше 20 лет прошло, с тех пор как Зетцер реанимировал старый рок, и теперь "Igniton" демонстрирует его невероятную гитарную технику во всей красе. Brian выступает с новым трио "'68 Comeback Special". Из интервью с музыкантом об этой группе : – Почему вы решили назвать эту группу в честь знаменитого возвращения Элвиса на сцену в 68-м году? – Это придумала моя жена. Я отрастил эти здоровенные бакенбарды, и, когда я натянул кожаные штаны, она посмотрела на меня и сказала: "Очень похоже на '68 Comeback Spеcial". Каждый, кто играет рокабилли, понимает всю значительность того выступления – Элвис вернулся в отличной форме и реально дал жару. Танцующая, Елена Гусарова. #BrianSetzer #JazzCalendar #ЕленаГусарова #JazzGuitar #10AprilJazz