Дисциплина рук, головы и сердца...
Дорогие друзья! 16 мая 1946 года на свет появился Роберт Фрипп – один из самых удивительных английских гитаристов, основатель культовой группы "King Crimson", великолепный педагог и экспериментатор. За последние 50 лет Роберт попробовал свои силы в огромном количестве музыкальных стилей – от прогрессивного рока до эмбиента, и в каждом оставил свой след.
Предвидя вопрос о том, почему мы рассказываем о рок-музыканте в "Джазовом архивариусе", отвечу на него сразу: в отличие от многих своих современников, черпавших вдохновение из блюза (как, например, "Led Zeppelin"), академической музыки ("Deep Purple") или фолка ("Jethro Tull"), в музыке "King Crimson" всегда чувствовалось сильное влияние джаза – как в технике игры, так и в структуре композиций, как в использовании нетипичных для рока инструментов, так и в значительной доле импровизации. В начале 1970-х концерты "King Crimson" были на 75% импровизированными (благодаря чему записи тех времен представляют особый интерес для коллекционеров – ведь ни одно выступление не было похоже на другое!), а иные концерты конца 90-х были одной непрерывной групповой импровизацией! Подход к коллективному импровизированию во многом вдохновлён фри-джазом, а также "Mahavishnu Orchestra" и "Weather Report": вместо привычного обыгрывания стандартов, каждый музыкант вносит непрерывно свой творческий вклад, внимательно слушая других участников. Такой подход иногда называют "солирует каждый и не солирует никто". Многие полюбившиеся поклонникам композиции так и возникли – спонтанно, неподготовленно...
Вернёмся к нашему сегодняшнему гостю. Гитарой Роберт увлекся ещё в 11 лет, причем поначалу, по его словам, у него не было ни слуха, ни чувства ритма, но упорные занятия и самодисциплина позволили ему достичь не по годам высокого уровня, и уже в 14 лет он сам давал частные уроки, а к 16 годам поражал своих учеников (многие из которых были старше его самого) глубоким знанием музыкальной теории и безупречной техникой. Бывало, что он практиковался по много часов подряд, иногда засыпая с гитарой в руках и продолжая играть после пробуждения.
В конце 60-х Роберт переехал в Лондон, чтобы продолжить семейное дело – выучиться на экономиста и заняться торговлей недвижимостью. На самом деле Фрипп поступил в институт и основал небольшую риэлторскую контору лишь для того, чтобы успокоить свою маму, которая не считала карьеру профессионального музыканта перспективной – хотя в итоге она спокойно отнеслась к тому, что Роберт, будучи круглым отличником, отчислился из института по собственному желанию. Ведь спустя некоторое время он уже записал свой первый платиновый альбом.
В 1967 году Роберт познакомился с братьями Джайлзами – барабанщиком Майклом и басистом Питером. Их коллектив "Giles, Giles and Fripp" стал прообразом главного труда Фриппа – "King Crimson". Группа "King Crimson" просуществовала около сорока лет, за это время её состав постоянно менялся, лишь Роберт оставался неизменным участником, но в коллективе успели поиграть такие музыканты, как Грег Лэйк, Билл Бруфорд, Кейт Типпет, Мел Коллинз, Тони Левин, Эдриан Белу, Пэт Мастелотто, Джон Уэттон и другие. Каждый альбом "King Crimson" – это маленькое музыкальное путешествие, в котором при традиционной "роковой" основе заметны ярко выраженные джазовые, симфонические, электронные и фолковые элементы.
В конце 1970-х, вдохновившись философией Георгия Гурджиева, Фрипп уходит со сцены, чтобы жить и трудиться вместе с Американским обществом непрерывного образования. Однако, спустя несколько лет Роберт возвращается в большую музыку и становится очень востребованным сессионным музыкантом и продюсером. Он работал с Дэвидом Боуи, Питером Гэбриэлом, Питером Хэммилом, Дэвидом Бирном, Дэвидом Сильвианом и многими другими. Особенно интересным является его сотрудничество с Брайаном Ино: их совместные альбомы оказали огромное влияние на зарождавшийся жанр эмбиентной музыки, а также привели к созданию "фриппертроники" – особого устройства аналоговой задержки звука, ставшей со временем неотъемлемой частью как выступлений "Crimson", так и сольных концертов Роберта, состоящих в основном из задумчивой, атмосферной музыки, именуемой "soundscapes" (игра слов, буквально "звуковые ландшафты").
В середине 1980-х Роберт основал собственную школу игры на гитаре и, по сути, целую философию музыкального искусства, именуемую "Guitar Craft". Школа была активна более 25 лет, через неё прошло множество ставших впоследствии известными музыкантов, в том числе будущий участник "King Crimson" Трей Ганн и участники "California Guitar Trio" – Пол Ричардс, Берт Ламс и Хидео Мория. Ученикам, даже опытным и профессиональным музыкантам, на момент начала занятий приходилось многое познавать заново. Для своей школы Фрипп разработал особый гитарный строй, именуемый New Stardard Tuning, при использовании которого струны настроены не через кварту, а через квинту. Этим строем с тех пор пользовался и он сам.
Роберт Фрипп известен также своими многочисленными афоризмами на музыкальную тему. Вот лишь некоторые из них:
"Музыка так хочет быть услышанной, что она просит одних дать ей голос, а других – уши."
"Исполнитель не может ничего утаить, даже саму попытку что-то утаить."
"Тишина – это мост между мирами."
"У музыканта есть три дисциплины: дисциплина рук, головы и сердца."
"Музыкант – отец музыки, а публика – её мать."
"Музыка – это чаша, содержащая вино тишины. Звук – это та чаша, но пустая. Шум – это та чаша, но разбитая."
"Музыка – это тишина, которая поёт."
"Совершенство недосягаемо. Но можно выбрать служение совершенствованию."
Фрипп был очень активным музыкантом и продюсером, и к началу 2010-х он успел выступить во многих странах мира и поучаствовать в записи более 700 альбомов. Правда, в декабре 2010-го, спустя полгода после того, как ему исполнилось 64 года, Фрипп дал свой последний концерт, а спустя ещё два года решил полностью уйти из музыки. Сейчас Роберт живет в Першоре (Англия) со своей женой, певицей и актрисой Тойей Уилкокс, на которой он женился ещё в 1986 году. Детей у них нет, так что всё своё состояние они завещали вложить в развитие детских музыкальных школ города...
Подобно Майлсу Дэвису, который говорил: "Я никогда не оглядываюсь назад, потому что я умру, если так сделаю", – на протяжении всей карьеры Фрипп постоянно экспериментировал, не останавливался на достигнутом и редко исполнял свои старые хиты, сосредотачиваясь лишь на новом, актуальном для своего времени музыкальном материале. Таким он и вошёл в историю музыки XX века – строгий и невозмутимый, исполняющий музыку исключительно сидя на табуретке, неисправимый перфекционист по имени Роберт.
... и, все-таки, такие люди как Роберт не умеют долго отдыхать, и в 2014 году на гастроли отправился новый состав "King Crimson", с тремя барабанщиками, саксофонистом, басистом, поющим гитаристом — и все таким же скромным и невозмутимым Фриппом. Пока что они играют свежие аранжировки старых песен, в том числе тех, что не исполнялись уже лет сорок — совсем нехарактерный ход для Роберта. Неужели он все-таки сдался и устал от экспериментов? Может, наоборот, это попытка пустить пыль в глаза и внезапно выдать совершенно гениальный альбом, когда его никто не будет ждать? Кто знает... Может быть что угодно, так как непредсказуемость — неотъемлемая черта "King Crimson". Как группы, как музыки, как стиля жизни.
Chaliapine
#RobertFripp #JazzCalendar #ПавелШаляпин #ProgressiveRock #JazzRock #ProgressiveRock #16MayJazz #KingCrimson